Портфолио
учителя начальных классов
Елены Юрьевны Квасниковой

Особенности медиапотребления младших школьников

Медиапотребление – это процесс восприятия развлекательной и познавательной информации из различных источников: прессы, ТВ, радио и Интернета.

Особенно важным является изучение медиапотребления у подрастающего поколения. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе различные медиаресурсы оказывают огромное влияние на становление и развитие личности.

Цель работы – изучить особенности медиапотребления у младших школьников. Объект изучения – учащиеся 3-4 классов МБОУ г. Мурманска ООШ №26. Предмет – их предпочтения в медиасфере.

Для получения необходимой информации нами была разработана анкета, в которую вошли различные (открытые и закрытые) вопросы об особенностях медиапотребления. В анкетировании приняли участие 59 учащихся 3-4 классов.

Предлагаем вам ознакомиться с полученными результатами.

Всего лишь 22% опрошенных (13 чел.) читают газеты. Это объясняется тем, что газеты предназначены для более взрослой аудитории. Среди изданий, которые читают и дети, встречаются «Комсомольская Правда», «Мурманский Вестник», «Комета» и «Добрая дорога детства».

С журналами ситуация прямо противоположная. Их читает 73%  опрошенных (43 чел.). Мальчики выбирают «Скуби-Ду», «Человека-Паука» и «Мир техники». Девочкам больше нравятся «Винкс», «Монстр Хай» и «Сабрина – маленькая ведьма».

Почти две третьих учащихся в свободное время слушают радио. Они отдают предпочтение следующим радиостанциям: «Радио Ваня», «Европа Плюс» и «Хит FM».

В ходе исследования было установлено, что все учащиеся смотрят телевизор. При этом 58% из них (34 чел.) делают это всё свободное время.

Больше всего опрошенных интересуют фильмы (50 чел.), на втором месте – мультфильмы (46 чел.), третье место заняли сериалы (37 чел.). Новости и развлекательные шоу находятся на примерно одинаковом уровне (30 чел. и 29 чел.). Замыкают телевизионный хит-парад познавательные передачи (23 чел.).

Больше всего познавательных передач и новостей смотрят в четвертом классе. Это связано с тем, что дети становятся взрослее и самостоятельнее в выборе интересующих их телепрограмм.

Проанализировав предпочтения аудитории по классам, мы выяснили, что учащимся 3-А нравится смотреть программы на телеканале «Disney»: сериал «Ханна Монтана», мультсериалы «Монстр Хай» и «Финес и Ферб».  В 3-Б предпочитают смотреть сериалы телеканала «ТНТ»: «Универ» и «Интерны». В 4-А преобладают следующие телепрограммы: мультсериал «Кик Бутовски», сериал «Воронины» и развлекательное шоу «Каламбур». Помимо этого появляются такие программы, как «Прокурорская проверка», «Дежурная часть» и сериал «Закрытая школа».

Также нами было определено, что все опрошенные умеют пользоваться не только компьютером, но и Интернетом. Это дает им возможность использовать его для различных целей: 40 человек общаются с помощью компьютера, 43 – играют, а 46 – ищут информацию для учебы. При этом Интернет чаще всего используется для поиска информации, а для общения – социальные сети и «Skype». Причем активно «Skype» используется лишь в 3-Б классе, другие учащиеся его не упоминают.

Большинство учащихся зарегистрированы в нескольких социальных сетях – в дополнение к социальной сети «ВКонтакте» идут «Одноклассники» и «Мой мир». В 4-А классе появляется «Facebook» и «Твиттер».

Среди других сайтов, которые посещают школьники, преобладают игровые сайты, например, «Игры на двоих», «GirlGoGame.ru», «Танки Online», «A10.com» и «Kizzy». Но есть учащиеся, которые посещают и другие Интернет-ресурсы: сайт с математическими заданиями «Меташкола» и доску объявлений «Slando».

Помимо этого нами было изучено, как много времени учащиеся проводят за компьютером. Всего 15% опрошенных (9 чел.)  тратят на него всё свободное время. Все они – мальчики. 44% опрошенных (26 чел.) проводят за компьютером менее часа в день. Среди девочек этот показатель еще выше – 75%.

Таким образом, нами было установлено, что наименьшей популярностью у учащихся 3-4 классов пользуются газеты. Наиболее интересным они считают телевизор, а именно – фильмы, мультфильмы и сериалы. 58% из них проводят за просмотром ТВ всё свободное время. Также высок рейтинг у радио и журналов. Однако большинство журналов посвящено персонажам мультфильмов, которые дети смотрят по телевизору. Немало времени они проводят и у компьютера: за поиском информации для учебы, общением в социальных сетях и играми.

Примечательно, что в каждом классе можно отследить свои предпочтения. Учащиеся 3-А останавливают свой выбор на журнале и мультсериале «Монстр Хай», в 3-Б активно используют «Skype», а в 4-А смотрят сериал «Кик Бутовски» и развлекательные шоу.

Также следует обратить внимание, что часть учащихся проводит всё свободное время за потреблением какого-то одного медиаресурса: за просмотром телепрограмм или за компьютером. Это негативно сказывается на их психическом и физическом здоровье. Медиапотребление таких учащихся нуждается в корректировке.

Материалы данной работы могут использоваться классными руководителями для изучения интересов детей и проведения родительского собрания.

Автор: Тимофей Вознюк, г. Мурманск

© При использовании материалов работы обязательна ссылка на источник