Портфолио
учителя начальных классов
Елены Юрьевны Квасниковой

Виртуальное и реальное: какие игры выбирают дети?

На сегодняшний день сложилось мнение, что дети всё больше времени проводят за играми в компьютер и совсем перестали играть в подвижные и настольные игры. Мы решили выяснить, так ли это на самом деле.

Цель работы – определить, каким играм отдают предпочтение младшие школьники: виртуальным или реальным. Объект исследования – учащиеся 2-4 классов МБОУ г. Мурманска ООШ №26. Предмет – их отношение к различным видам игр.

Для изучения данного вопроса нами была разработана анкета. В опросе приняли участие 78 человек.

В первую очередь мы решили узнать, как учащиеся 2-4 классов проводят свое свободное время. Большинство опрошенных из 2-А класса указали, что в свое свободное время они играют в компьютер или гуляют. В ответах 3-А и 4-А классов появляются организованные места проведения досуга: секции, кружки. Учащиеся 3-Б класса отдают предпочтение компьютеру.

Чтобы разобраться в споре между виртуальными и реальными играми, мы выяснили отношение учащихся к различным их видам.

Так, 94% опрошенных (73 чел.) играют в компьютерные игры.

Мальчики 2-3 класса отдают предпочтение стрелялкам и экшн-играм: Counter Strike, Assassin’s Creed, GTA. В 4 классе сюда добавляются еще и стратегии. Девочки выбирают более простые игры, которые не занимают много времени. Чаще всего, это игры по мотивам сериалов и мультфильмов или же приложения в социальных сетях.

Многие учащиеся играют и на мобильном телефоне – 69% (54 чел.). Причем девочки любят такие игры больше, чем мальчики. Учащиеся находят для них время на переменах, в дороге, а также дома.

Мальчики выбирают классические игры для мобильных телефонов (тетрис и змейку), а также гонки и такие популярные игры, как «Angry Birds» и «Doodle Jump».  Девочки вновь отдают предпочтение играм по мотивам сериалов, а также серии «The Sims».

И компьютерные, и мобильные игры относятся к электронным или виртуальным играм. Говоря об их пользе, опрошенные отметили, что они выполняют сразу несколько функций: помогают развлечься, развивают ловкость, реакцию и смекалку, а также дают возможность попробовать сделать то, что нельзя делать в реальном мире. Вред же электронных игр связан с ухудшением здоровья – в первую очередь, с ухудшением зрения. Помимо этого учащиеся 4-А класса отметили, что «играя в жестокие игры, можно стать монстрами», а также зависимыми от игр.

Также нами было установлено, какие действия в электронных играх вызывают у учащихся наибольший интерес – созидательные или разрушительные. 73% опрошенных (57 чел.) нравится, когда в играх нужно что-то создавать, развивать. При этом у мальчиков наблюдается чуть большая тяга к разрушению, но и она не превышает трети опрошенных. Здесь же стоит отметить, что многие учащиеся 3-А класса выбрали оба варианта. Это связано с тем, что одной из их любимых игр является Minecraft, виртуальный мир которого развивается двумя способами: и созданием, и разрушением.

Обратимся к «реальным» играм. В данной работе к ним относятся настольные и подвижные игры.

По результатам анкетирования, 85% учащихся 2-4 классов (66 чел.) играют в настольные игры. Наибольшей популярностью среди детей пользуются шашки, шахматы, домино, лото, игры с фишками, а также игры с экономическим уклоном: «Монополия», «Менеджер», «Миллионер».

Большинство детей играет и в подвижные игры – 86% (67 чел.). Такое соотношение сохраняется и у девочек, и у мальчиков. И те, и другие выбирают одинаковые игры: футбол, бадминтон, догонялки, прыжки на скакалке, а также множество других подвижных и сопртивных игр.

Помимо этого мы выяснили, кто из учащихся любит играть в одиночку, а кому нравятся игры в компании с другими детьми. Оказалось, что 69% опрошенных (54 чел.) предпочитают игры, в которых задействованы несколько человек. В 3-А классе этот показатель достигает 95%. В целом же со взрослением эти предпочтения выравниваются – в 4-А классе разница между ними составляет уже всего 10%. Если дети всё-таки играют вместе, то их больше интересует возможность пообщаться (58%), чем посоревноваться (42%). При этом у мальчиков и у старших учеников тяга к соревнованиям больше.

Напоследок мы попросили учащихся оценить интересность и полезность различных видов игр по десятибальной шкале.

Наиболее интересными были признаны компьютерные игры. С небольшим отрывом от них на втором месте расположились подвижные игры. Третье место досталось настольным играм. Четвертое – мобильным. При этом если рассматривать оценки только девочек, то на первом месте окажутся подвижные игры, а компьютерные опустятся на второе.

Есть свои особенности и у каждого отдельного класса. Так, во 2-А настольные игры любят больше, чем подвижные. Учащиеся 3-А класса отдают предпочтение «реальным» играм, в то время как в 3-Б тяготеют к виртуальным. В 4-А классе компьютерные и подвижные игры набрали почти одинаковое количество баллов.

Что же касается полезности различных видов игр, то здесь опрошенные сошлись во мнении, что наиболее полезными являются «реальные» игры. На первом месте расположились подвижные игры, на втором – настольные. Третье и четвертое место досталось компьютерным и мобильным играм. При этом в 3-Б и 4-А классах к настольным играм вплотную подошли компьютерные. Это объясняется тем, что учащиеся 3-Б не особо заинтересованы в настольных играх. Учащиеся же 4-А проявляют повышенный интерес и к подвижным, и к настольным, и к компьютерным играм.

Таким образом, нам удалось узнать, что хотя младшие школьники и считают компьютерные игры самыми интересными, наиболее полезными они называют «реальные» игры – подвижные и настольные. Довольно большое внимание уделяется и мобильным играм, роль которых с течением времени будет только возрастать.

При этом важно отметить, что изучение игровых предпочтений отражает и некоторые гендерные особенности учащихся. Например, большую склонность мальчиков к играм, связанным с разрушениями и конкуренцией. Такая же тенденция наблюдается и при взрослении опрошенных. Сюда же добавляется их нарастающее желание играть в одиночку. 

Авторы: Николай Ильин, Александра Суренкова, г. Мурманск

© При использовании материалов работы обязательна ссылка на источник