Работа в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Современные процессы развития интеллектуального потенциала вообще и отдельных личностей в частности могут получить эффективное распространение только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в ФГОС второго поколения. Базовым положением новых образовательных стандартов служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов универсальных действий.
Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются для того, чтобы новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивать новшества и становиться сотворцами новой практики.
Поэтому с целью развития профессиональных компетенций педагогического коллектива нами проводилась серия городских консультаций по внедрению ФГОС второго поколения в работу школы.
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (16 сентября 2010 г.)
«Роль тренажерных и дидактических пособий в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения»
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Понятие «универсальные учебные действия». Виды УУД (Квасникова Е.Ю.)
- Использование разнообразных тренажеров и дидактических пособий на уроках в первом классе (Квасникова Е.Ю.)
- Использование разнообразных тренажеров на уроках русского языка в начальной школе (Исаева С.Н.)
- Использование разнообразных тренажеров на уроках математики в начальной школе (Гарькина С.Г.)
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (14 октября 2010 г.)
«Технология развития универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения»
- Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в общеобразовательном процессе (Квасникова Е.Ю.)
- Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами (Шведова А.С.)
- Связи коммуникативных универсальных учебных действий с основными учебными предметами в начальной школе (Исаева С.Н.)
- Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса (Левина М.В.)
- Мастер-класс по формированию универсальных учебных действий (Квасникова Е.Ю., Исаева С.Н.)
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (16 декабря 2010 г.)
«Проектная деятельность в начальной школе как одно из средств формирования оценки ключевых компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения»
- Понятие «компетентностное обучение» (Исаева С.Н.)
- Учебный проект как инновационный метод обучения в современном образовательном пространстве (Квасникова Е.Ю.)
- Тип проекта как инструмент обучения (видеолекция)
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (25 октября 2011 г.)
«Формирование предметных компетентностей в соответствии
с требованиями ФГОС нового поколения»
- Сущность компетентностного подхода в обучении (Учуева М.Н.)
- Технология конструирования компетентностей (Исаева С.Н.)
- Пять шагов к достижению результатов на примере предметных компетентностей (Квасникова Е.Ю.)
- Решение учебно-практических задач (Левина М.В.)
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (8 декабря 2011 г.)
«Самообразование педагогов – одна из главных составляющих профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях введения ФГОС»
- Самообразование – мотивы, этапы, достижения (Исаева С.Н.)
- Составляющие процесса самообразования (Печникова С.В.)
- Формы самообразования учителя (Квасникова Е.Ю.)
- Творческий отчёт учителя – одна из форм представления результатов самообразования (Шведова А.С.)
- Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Левиной М.В.
- Отчёт по самообразованию учителя-логопеда Руденко Н.М.
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (24 октября 2013 г.)
«Реализация требований ФГОС НОО. Оценка учебных заданий»
- Основные компоненты учебного задания. Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок (Квасникова Е.Ю.)
- Особенности и оценка учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии (Исаева С.Н.)
- Особенности и оценка учебных заданий, направленных на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции (Шведова А.С.)
Консультация для учителей начальных классов г. Мурманска (12 ноября 2013 г.)
«Реализация требований ФГОС НОО. Оценка учебных заданий. Часть II»
- Учебное задание – основное средство реализации деятельностного подхода (Квасникова Е.Ю.)
- Особенности и оценка учебных заданий, направленных на формирование навыков сотрудничества (Гарькина С.Г.)
- Особенности учебных заданий, направленных на формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций (Левина М.В.)
- Особенности и оценка учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний (Руденко Н.М.)
По итогам проведения консультаций были получены положительные отзывы от присутствовавших на них коллег. Всем желающим предоставлены соответствующие материалы.
Помимо этого материалы по работе педагогов в условиях введения ФГОС нового поколения были представлены на конференциях различного уровня.